Свой космос: Когда Россия покинет Байконур и чего не хватает космодрому Восточный
Life.ru разбирался, что может вынудить отечественную космонавтику отказаться от своего легендарного космодрома и чего пока что не хватает для появления у России новой дороги в космос.
Эксперт поделился прогнозом по поводу дальнейшей судьбы Байконура и перспектив космодрома Восточный. Обложка © ТАСС / Наталья Бережная
Россия не покинет Байконур до истечения срока аренды космодрома, убеждён экс-глава пресс-службы «Роскосмоса» Дмитрий Струговец. Напомним, наша страна платит Казахстану за использование Байконура 115 миллионов долларов в год по договору, который заключён на срок до 2050 года.
— До этого момента Россия с Байконура не уйдёт, если её, естественно, не «попросят» наши партнёры, — заявил эксперт в интервью Life.ru.
В любом случае открывшая человечеству дорогу в космос страна не может вечно платить за право пользоваться тем, что она создавала и что принадлежит ей по закону истории. Именно в выходе из этого несправедливого положения заключается стратегический смысл космодрома Восточный. И важнейшая цель — сделать так, чтобы с Восточного летали космонавты.
Первый пуск ракеты с космодрома Восточный 28 апреля 2016 года. Фото © Wikipedia / kremlin
На новом космодроме построены два стартовых комплекса. Один — для ракет «Союз», на которых можно летать к МКС, а другой — для новых носителей «Ангара», которые строятся в том числе как замена «Протонам». Сейчас испытывают ракеты «Ангара», предназначенные для доставки грузов. Пилотируемую (для полётов с экипажем) версию — «Ангара-А5П» — пока ни разу не запускали. Буксует ситуация с новым космическим кораблём «Орёл». Сроки его первого запуска переносились многократно, на сегодняшний день полёт намечен на 2027 год.
— Предлагаю его к тому моменту переименовать в «Орёл-Д» (Долгострой), — иронизирует Дмитрий Струговец.
Тем не менее, как заверил эксперт, стартовым комплексом для «Союзов» на Восточном можно пользоваться для пилотируемых пусков уже в ближайшее время вне зависимости от развития ситуации с арендой Байконура.
Мобильная башня обслуживания (слева) и стартовый стол, на котором установлена ракета-носитель «Союз 2.1А». Фото © Wikipedia / Владислав Ларкин
— Технически мы готовы в ближайшие несколько лет полностью перейти на космодром Восточный, если возникнет такая необходимость, и, насколько мне известно, после событий в Казахстане в 2022 году как резервный вариант рассматривался вопрос о возможности подготовки Восточного к организации пилотируемых пусков ракет «Союз». Это, конечно, требует вложений, переделки башни обслуживания, но в течение года возможно организовать оперативный запуск пилотируемого корабля, — заверил бывший пресс-секретарь «Роскосмоса».
В то же время стоит отметить, что для полноценной организации пилотируемых пусков с Восточного ещё предстоит решить один жизненно важный вопрос — организацию работы спасателей. Дело в географическом отличии Восточного от Байконура: новый космодром находится пусть не на самом берегу Тихого океана, но всё же не очень далеко от него, а это значит, что там возможно не приземление, а приводнение космического корабля с экипажем, как это традиционно происходит в США.
Космический корабль Crew Dragon (с астронавтами Робертом Бенкеном и Дагласом Хёрли внутри) на борту спасательного судна GO Navigator после приводнения в Мексиканском заливе 2 августа 2020 года. Фото © Wikipedia / Mike Downs
Для эвакуации космонавтов в море понадобится спецсудно для подъёма с воды спускаемой капсулы, поисково-спасательные корабли, скоростные катера. Это трудоёмкая и дорогостоящая задача. И хотя предполагается, что садиться на воду на Восточном будут только в крайнем случае, то есть нештатно, к такому нужно быть готовыми в любой момент, если траектория спуска корабля в принципе предполагает возможность приводнения.
— При пусках на широту полёта МКС корабль ПТК НП («Орёл». — Прим. Life.ru) будет приводняться в Тихом океане, в случае пуска на широту РОСС (Российской орбитальной станции. — Прим. Life.ru) возможна посадка в Северном Ледовитом океане. Ни там, ни там достаточного количества спасательных судов нет. К тому же масса командного отсека ПТК НП в районе 12–16 тонн, на плаву он не может находиться долго. Спасти экипаж может любое судно, но взять на буксир или тем более поднять капсулу на палубу — нужно специальное судно с краном, — объясняет Дмитрий Струговец.
При этом он подчеркнул, что в случае аварии после старта ракеты есть возможность избежать приводнения: корабль «Орёл» можно вывести на такую траекторию, чтобы он зашёл на посадку на суше.
"Вырубали электричество перед пуском": Учёный рассказал о "неприятностях" с арендой Байконура Адель Романенкова Комментариев: 0Для комментирования авторизуйтесь! Авторизоваться